Создай анкету
или войди через

Мы из СССР

Общие интересы, Создано 02.12.2019
Сейчас онлайн: 42

Женский тральщик

Помните забавную и по-советски тёплую музыкальную комедию 1981-го года «Берегите женщин»? В центре сюжета картины сплочённый женский коллектив, пробившийся не только на флот, но даже выбивший себе старенький буксир «Циклон» и взявший круговую оборону от всех попыток выбить их из морской профессии. Но мало кто знает, что чисто женский экипаж служил ещё во время Великой Отечественной войны в составе Волжской военной флотилии.
Моряк, 55
11
358
0
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:04
В мае 1943 года Антонину Куприянову направили служить в  Волжскую военную флотилию. Работы Волжской военной флотилии хватало, а вот чего не хватало, так это тральщиков и экипажей. Люфтваффе, чтобы остановить какие-либо речные коммуникации по Волге, завалили русскую реку электромагнитными и акустическими донными минами от самой Самары чуть ли не до Астрахани. Объяснять, насколько важна водная артерия Волги для транспортировки продовольствия, оборудования и сырья, думаю, не стоит. Более того, даже после отступления немцев, их авиация регулярно совершала попытки блокировать судоходство по Волге минированием реки.
0
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:06
Так как Антонина обладала, как говорится, организаторским талантом и умела расположить к себе товарищей, она решила сколотить полноценную корабельную команду. Многие девушки, с которыми познакомилась Тоня, уже проходили службу на кораблях флотилии или же были достаточно компетентны, чтобы заступить на вахту.
В то время Антонина Куприянова была в звании старшины второй статьи). Используя весь свой боевой дух и обаяние Тоня направилась сразу к контр-адмиралу Юрию Алексеевичу Пантелееву – командующему Волжской флотилией. Естественно, Пантелеев несколько оторопел от такой просьбы. Во-первых, хоть женщины в армии и на флоте вовсе не экзотика, но полностью женский экипаж, да ещё и тральщика – это, как минимум, непривычно. Во-вторых, были у контр-адмирала и сомнения в профпригодности такого экипажа, у которого просто не было совместного опыта разминирования водных путей. Но офицеры флотилии, которые хорошо знали как саму Куприянову, так и девушек её команды, убедили контр-адмирала в том, что девушки достаточно крепкие специалисты и справятся с речным тралением.
0
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:08

Пантелеев дал добро. Но судов, как и экипажей, тоже не хватало. Поэтому девушкам достался мобилизованный речной газогенераторный буксир, как их называли, газоход Г-12, который находился в плачевном состоянии и требовал срочного ремонта. Вообще, сами газогенераторные буксиры появились в нашем флоте не от хорошей жизни. Страна Советов остро нуждалась в речных судах, нуждалась в путях коммуникаций, но современного топлива на все задачи не хватало. Поэтому советские инженеры сконструировали газогенераторную установку, которая будет в достаточной степени генерировать силовой газ.
Газогенераторы установили на речные суда. Им для питания требовались дрова и вода. Ну, с водой всё понятно – бери не хочу. По поводу дров оказалось немногим сложнее. Так, практически на всём протяжении многих рек располагались лесопилки или лесозаготовительные пункты, у которых недостатка в древесных отходах не было. 
0
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:10
Экипаж Куприяновой: моторист Агния Шабалина, механик Евдокия Пархачева, рулевой Тамара Лекалина, пулемётчица Вера Чапова, матрос Вера Ухлова и минёр Анна Тарасова. При этом «ветеранами» буксира были Евдокия и Агния, именно они работали на нём ещё до мобилизации судна и знали свой газоход, как пять пальцев. Девушки принялись за работу с неподдельным энтузиазмом. То ли девчата раскусили адмиральскую хитрость затянуть начало тральных работ, пока Волгу не почистят мужчины, и девушкам не придётся рисковать, то ли это вообще характерно для того поколения наших соотечественников, а может и то, и другое.

1
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:11
Так или иначе, но тральщик оснастили пулемётом ДШК на тумбе и тралами. Некогда буксирный газоход стал катерным тральщиком Т-611, войдя в шестой дивизион тральщиков второй бригады траления Волжской флотилии под командованием капитан-лейтенанта Олега Селянкина. Как раз он после войны будет вспоминать один из самых конфузных моментов своей боевой службы. Тогда молодого ещё Селянкина только назначали командиром дивизиона. По молодецкой порывистости Олег решил проверить вверенный ему дивизион боевой тревогой без предупреждения на каждом тральщике. Оказавшись на борту Т-611 перед самым рассветом, Олег вломился в кубрик и скомандовал тревогу. Как только на ошалевшего комдива высыпался полуодетый девичий экипаж, его и след простыл.

1
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:15
Т-611 имел корпус древесный, что делало его менее заметным для магнитных мин. Однако, как и все газоходы, кроме очевидной экономии топлива, отличался неуклюжестью, низкими маневренностью и скоростью. 
Своеобразное «боевое крещение» Т-611 и его экипаж получили не на тралении, а во время тушения пожара на очередной подорвавшейся на мине топливной барже. А вот первое траление могло стать и последним.  Специфика их работы заключалась в том, чтобы, взяв на буксир трал-баржу, таскать этот груз, на который среагирует мина. Гитлеровцы свои мины всячески модифицировали, дабы усложнить расчистку фарватеров. К одной из таких хитростей, к примеру, относился прибор кратности. Можно было пройти по участку с трал-баржей дважды, а мина среагирует лишь на четвёртый или даже шестнадцатый раз, что порой создавало иллюзию безопасных речных вод.
Женщины весь белый день таскали трал-баржу по участку Волги. Уже вечерело, пора было возвращаться на базу. Но Антонина решила сделать ещё один рейс. Грянул взрыв такой силы, а главное так близко, что не только разворотил баржу, которая в секунду ушла под воду, но и здорово тряхнул сам тральщик. Казалось, что мирный газоход с деревянным корпусом мигом развалится на части.
2
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:16
Кое-где сквозь доски обшивки хлынула забортная вода. Девчата, вместо ожидаемой некоторыми паники, кинулись откачивать воду помпой и вёдрами, одновременно с этим занимаясь поисками пробоин. Вскоре стало ясно, что мелкие щели ещё полбеды, а вот заглохший двигатель и машинное отделение, где воды уже было по пояс – это проблема первой степени. К тому же тральщик речным течение начинало крутить и сносить. Куприянова и Пархачёва нашли самую крупную пробоину именно в машинном отделении. После того как заделали дыру в корпусе и выкачали воду, механик и моторист принялись за двигатель, который предательски не желал работать, хлебнув забортной водички. Захлёбываясь, чихая, издавая самые пугающие механика звуки, двигатель наконец начал набирать обороты, медленно разогреваясь. На реке к тому времени стояла глубокая ночь.

2
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:40
На рассвете потрёпанный Т-611 медленно приковылял на базу. Тральщик встречали криками «ура», экипажи дивизиона высыпали на берег, даже командование встречало газоход. Только потом девушки узнали, что спасательный катер, высланный после взрыва и долгого отсутствия тральщика, нашёл лишь обломки трал-баржи. Ведь Т-611 просто снесло течением. Товарищи по оружию резонно решили, что газоход подорвался и затонул, а искать обломки ночью на реке бессмысленно. Попросту говоря, сослуживцы готовились к поминкам, посему и встреча вышла пышная и искренне радостная.
0
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:44
Вскоре после этого события, доказавшего боеспособность женского экипажа в борьбе с минами, тральщик решили перевести в первую бригаду. Олег Селянкин (кавалер двух Орденов Красной Звезды и Ордена Красного Знамени), ставший после войны видным литератором, вспоминал, что девчат провожали почти всем дивизионом под вой сирен. Девушки, не привыкшие стоять шеренгой по стойке «смирно», сначала потешно сгрудились у рубки, а когда начали терять из виду провожающих товарищей, перебежали на корму и отчаянно махали на прощанье беретами.

В составе бригады женский экипаж сумел вытралить ещё две мины. Кто-то, верно, будет разочарован - всего три мины!
1
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:52
Да и были немцы асами минного дела, а электромагнитных тралов для их смертоносных игрушек у советского флота на тот момент фактически не было. Если же убрать детали, трал был плавучим набитым металлоломом ведром, провоцирующим магнитные мины. Таким образом работа представляла собой бег по лезвию ножа.
2
Моряк, 55 Ростов-на-Дону
# ×
5 апреля 2021 в 19:53
Приказом командующего ВВФ контр-адмирала Юрия Пантелеева старшина 2-й статьи Антонина Куприянова была награждена медалью «За боевые заслуги». По воспоминаниям Пантелеева, весь экипаж был награждён правительственными наградами.

В апреле 1944 года тральщик  был разоружён. Его вернули на Вятку – Вятскому речному пароходству. Экипаж, естественно, был расформирован. Боевые подруги разъехались. Тоня обосновалась в Ульяновске. После войны, судя по фотографиям, подруги иногда встречались.
Ваше имя
Эл. Почта
Начать
Администрация
Серго (Шерхан), 52Пермь Администратор
Моряк, 55Ростов-на-Дону Модератор